понедельник, 01 августа 2016
01.08.2016 в 12:15
Пишет
Ирландия:
Луннаса - свадьба Луга, праздник первого урожая.
Сегодня, 1 августа, отмечается кельтский праздник порога, обозначающий окончание лета и начало осени, праздник урожая и солнечного жара - Луннаса. Луннаса имеет гэльские корни и является одним из четырех главных праздников кельтской религии, другие три из которых Имболк, Бельтэйн и Самхэйн.
Немного историиЧаще всего слово Lughnasa трактуют, в соответствии с глоссарием IX века «Sanas Cormaic», как «сборище [в честь] Луга» (nasad Luga), а еще одна версия переводит название праздника как «свадьба Луга», правда не уточняет, с кем. Сохранилась также старинная легенда о происхождении этого праздника: считается, что сам Луг установил его в честь своей приёмной матери, Таилтин (Тальтиу), после ее смерти. Обычно имя Таилтин (Tailtin) исследователи выводят из слова talam, земля, и связывают эту малоизвестную богиню (да и богиню ли) с плодородием и земной щедростью. Не совсем понятно, правда, откуда вообще взялась приёмная мать Луга – если его настоящая матушка, Этлинн, была в добром здравии. Однако тут можно всё же найти одну любопытную параллель – в битве при холме (земле) Таилтин воины Туата-де-Данаан, племён богини Дану, к которым относился и Луг, проиграли битву сынам Мил Эспейна, после чего были вынуждены удалиться в холмы и оставить поверхность Эрин:
А затем случилась страшная битва при Тальтиу, где погибли три короля племени богини Дану, и три королевы, и сломлено было господство туатов. И тогда призвали туаты великого и могущественного Мананнана, дабы рассудил он их с сыновьями Миля. И сказал Мананнан, что надо воинам разойтись по сидам в холмах и приветливых долинах Ирландии... и всякому из Племен богини Дану, кому должно было иметь поселение и достойное жилище, тому назначил Мананнан особое место для каждого благородного воина и даровал им Фет Фиада, из-за чего и были они невидимы, пир Гоибниу, дабы отвратить от королей смерть и старость, и свиней Мананнана, чтобы могли убивать их и снова были живы те свиньи"
(Из «Воспитания в домах двух чаш». Цитируется по книге «Предания и мифы средневековой Ирландии» - М.: Изд. Московский университет, 1991. С.88).
Так что этот праздник можно трактовать в том смысле, что власть Луга (и всех других богов племен Дану) на земле Ирландии, на которую они пришли, как чужаки, и которая приняла их, как мать, уходит, начиная с этого дня, из мира живых в потусторонний мир, в холмы – и сиды перестают вмешиваться в дела людей до самого Самайна. Есть даже ирландская сказка о том, что люди в древности заключили с фейри, сидами договор о том, что людям позволено «резать и бить тело земли» (т.е. возделывать землю) с Имболка (в некоторых версиях – с Бельтейна; видимо, зависит от климатической зоны), и позволено забирать себе её плоды с августовского кануна до дней мёртвых – после же земля принадлежит сидам, и всякий, кто осмеливается собирать земные плоды после Самайна, рискует навлечь на себя их гнев.
По-английски 1 августа называется Lammas day, происхождение названия обычно выводят из искаженного староанглийского half-maesse, hlammaesse или loaf-masse (буквально – «месса каравая»). Это название более позднее, относится уже к периоду христианизации островов, и связано с обычаем приносить в этот день к утренней мессе праздничные караваи для освящения. До сих пор в некоторых районах Британии булочники выпекают в этот день круглые хлеба с изображением снопа на верхней корке.
В кельтские временя Лугнасад не был исключительно сельскохозяйственным праздником, в это время, например, устраивались собрания законоведов и судей, на которые мог явиться любой свободный человек и обратиться за справедливостью как к законникам, так и к самому королю. Эти общие собрания сопровождались торжищами, куда приезжали как земледельцы, так и ремесленники, так и пирами, которые устраивал король для своих подданных.
Однако с течением времени традиция сборов и судов полностью исчезла, и августовский канун сохранил только черты праздника первых плодов.
Как и в случае других кельтских праздников «годового креста», Луннасе свойственны и скотоводческие (традиционно кельтские) и земледельческие (привозные с материка, англо-саксонские) традиции. Однако один момент (видимо, кельтский, т.к. в материковой Европе подобных обычаев не наблюдается), объединяет обе традиции: это сборы на вершинах высоких холмов для проведения праздника и принесения жертв.
Луннаса – время жатвы, время сбора первых плодов, и трапеза праздника полностью отражает его смысл. Основная еда Луннасы – это хлеб во всех его проявлениях: караваи, булки, пироги и пирожки, крендели, калачи, лепёшки. Важно одно – хлеб должен быть свежим и, по возможности, испечённым самостоятельно.
В этот день пекут традиционный ирландский пирог с черникой (ирл. fraochán): ягоды собирают в окрестностях Дублина в последнее воскресенье июля, которое называют «черничным воскресеньем». Это один из обычаев, связанных с праздником Луннаса.
URL записи
@музыка:
Damh the Bard - Lughnasadh Dance
@темы:
other,
celtic bride